четвер, 3 травня 2012 р.

Формирование и развитие форм трудового сотрудничества

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в семье, в дошкольном учреждении, в школе должны быть повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей огромное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Для ребенка дошкольника игра является основной деятельностью. Как строить воспитательно-образовательную работу, чтобы маленького ребенка, который хочет играть, научить трудиться? Необходимо направлять его активность таким образом, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать у него потребность трудиться.


Прежде всего у детей следует воспитывать уважение к труду, в каком бы виде он не осуществлялся: в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в техническом творчестве. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младшем возрасте – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени более старшего возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах должен появляться уже в дошкольном возрасте, но особое значение приобретает, когда дети посещают школу, т.к. он является общественно-значимым и направлен на осознание труда для общей пользы. Для детей младшего и среднего школьного возраста очень привлекательным становится труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения.
Так же как и хозяйственно-бытовой труд, эти виды труда содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.
Труд должен приносить детям радость; важно, чтобы они все дела выполняли с увлечением. Поэтому, руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать детей за медлительность и за то, что не все у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. Навыки, сноровка, опыт придут постепенно, а на первых порах важно вызвать интерес к деятельности.
В более старшем возрасте эта задача усложняется тем, сто к детям предъявляются более высокие требования – умение включаться в труд по необходимости, не ожидая напоминания, не избегая неприятной работы, проявляя при ее выполнении необходимую настойчивость.
Трудовое сотрудничество предусматривает воспитание навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать на место использованные инструменты после окончания труда, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить в порядок место работы.
Для детей среднего и старшего школьного возраста выдвигается задача формирования элементарных навыков планирования своей и общей работы – умение намечать ее последовательность, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после работы и т.д.
Совместная творческая деятельность способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Опыт трудового воспитания показывает, что начала трудолюбия формируются у ребенка рано и зависят от тех условий, которые предоставляют детям взрослые при первых проявлениях у детей самостоятельности, активности, инициативного отношения к выполнению трудового поручения.

Источник

Немає коментарів:

Дописати коментар