четвер, 3 травня 2012 р.

Консультация для учителей технологии, инструкторов по труду "Место и роль самостоятельной деятельности в реабилитационном процессе"

Ребенок - главное чудо на свете. Непослушный и правильный, ершистый и спокойный, веселый и грустный, добрый и не очень, он всегда разный и неповторимый.
Поэтому своими целями и задачами по трудовому воспитанию детей и подростков считаем:
• Формирование устойчивой мотивации к труду, как к жизненно важному процессу;
• Формирование трудовых знаний, умений, навыков;
• Формирование творческих качеств личности, развитие творчества детей и подростков в разнообразных его проявлениях.


Наша работа строится с учетом возрастных и личностных особенностей и возможностей детей и направлена на развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности, на формирование веры в себя, умений самовоспитания и самосовершенствования. Именно трудовая деятельность дает детям и подросткам основу для сознательного управления своим развитием, помогает им найти, осознать, усвоить практические приемы и методы собственного духовного роста и совершенствования.
Давно известно, что в постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется и совершенствуется сам. Только путем самосовершенствования человек способен выработать такие ценные личностные качества, как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах. И так важно, чтобы наши дети научились преодолевать трудности в различных сферах деятельности, включая труд.
На занятиях в процессе трудовой реабилитации мы стараемся самыми разными средствами и способами пробудить интерес у детей к разнообразным видам трудовой деятельности, включая творчество. Мы даем возможность нашим детям «попробовать» себя в различных сферах творческой деятельности начиная с самого раннего возраста, обеспечиваем им условия для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации.
Главное назначение выставок творческих работ в том, чтобы у детей возникла мотивация познакомиться с основами декоративно-прикладной деятельности, с историей возникновения того или иного промысла, научиться видеть прекрасное в обыденной жизни.
Следует заметить, что все виды творческих работ подбираются с таким расчетом, чтобы для их выполнения не требовалось дорогих материалов и сложных инструментов. Развивая трудовые навыки и умения, эстетический вкус, творческие способности мы всячески поддерживаем, поощряем самостоятельность, умения планировать свою деятельность и доводить обязательно начатое дело до конца, т.е. побуждаем к самовоспитанию. Важным фактором в этом является внесение в их работу атмосферы соревнования. Участие в общественно полезной работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие дети замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Многолетний опыт работы с дезадаптированными детьми позволил выработать ряд правил, которыми необходимо руководствоваться в сложном процессе самовоспитания.
Одним из первых правил является то, что мы не запрещаем детям работать больше установленного времени. Если ребенку нравится что-то делать из каких-то материалов, он может заниматься этим несколько занятий, совершенствуя свои умения и навыки, расширяя кругозор и, конечно, проявляя творческий подход к работе.
На второе место можно поставить правило: не навязывать своего мнения ребенку в выборе способов выполнения работы, ибо тем самым можно сузить круг деятельности ребенка, ограничить овладение различными навыками, а следовательно, ограничить круг его интересов. Обязательно показываем, как работать с инструментами, разъясняем способы соединения различных деталей и т.п., но не делаем работу за детей. Стараемся, чтобы помощь сводилась до минимума, даже если это ребенок с отставанием в развитии. К тому же, как показали наблюдения, некоторые дети не терпят вмешательства в свою работу и поэтому иногда способны даже забросить ее, если их контролируют.
Нельзя отвергать предложения детей, но так важно во время отметить их успехи и внушить веру в себя. Одобрение, похвала, поощрение - главные «инструменты» в нашей работе. При проверке уже готовой самостоятельной работы у педагога должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность.
Не надо забывать, что во многих случаях ребенок будет делать то, чему мы его не учили, и, конечно, уже по этой причине работа будет не всегда идеальной. Ее оценка может быть такой: «Что ты работаешь – это хорошо, но работа пока слабая. Надеюсь, что следующая будет сделана намного лучше». Особенно осторожно нужно оценивать первые самостоятельные работы. Все дело в том, что как бы слабо они ни были выполнены, самим детям они в большинстве случаев кажутся чуть ли не гениальными. И разубеждать их в этом не надо. Наоборот надо вдохновить, вселить веру в себя. При таком отношении ребята начинают понимать, чего от них хотят, и совсем скоро качество их «продукции» улучшается!
Не следует сравнивать воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже» - сравнивать ребенка можно только с самим собой, тем самым показывая ему позитивные или негативные неудачи и успехи за тот или иной промежуток времени.
В беседах в процессе трудовой деятельности постоянно подчеркиваем значимость повседневной действительности, в которой всегда много интересного, неожиданного и прекрасного, а в жизни человека все решают терпение, целеустремленность, интеллект и воля.
Совершенствовать себя ребенок начинает тогда, когда у него возникает желание улучшить собственные качества. Накопив определенный опыт, дети начинают осознавать значение собственных качеств, при достижении успехов в делах. Именно так делаются первые попытки самовоспитания, границ же этому процессу нет. А трудовая деятельность располагает огромными возможностями предпринимать попытки самовоспитания. Очень важно обращать внимание наших детей на то, что некоторые подростки «плывут по течению», не задумываясь о будущем и не стремясь как-то улучшить качества собственной личности, а вот требовательные к себе люди, постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, совершенствуют свои качества, развивают свой интеллект, что, безусловно, поможет самоутвердиться в будущей, самостоятельной жизни.

Любовь Потехина

Немає коментарів:

Дописати коментар