Мне часто на семейных встречах приходится сталкиваться с некоторой «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростков, когда ни он, ни родители не знают куда дальше двигаться, а приближается время поступления. Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценивать степень рисков. И не поддерживать в этом подростка опасно, ведь он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще. Все что нужно здесь, порою - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и это не делается за один раз.
Поэтому норма профориентации, как науки о поиске профессионального призвания и самоопределения как раз и состоит в изменчивости мира и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессий и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про вещи, связанные с работой. Поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе. Главными постулатами в этом процессе считаются 3 кита выбора профессии. Первый – это всеобщая талантливость, бесталанных людей не существует, там, где есть человек, всегда существует и его призвание, если этого нет, значит, человек занят не своим делом. Второй постулат говорит о всеобщем превосходстве, это значит, что если у вас что-то получается хуже, чем у других - что-то должно получиться лучше, ищите! И наконец, третий постулат отражает неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.
Это осознание часто помогает справляться с повышенной тревогой, а создавая профессиональный план, мы можем получить шанс найти наше призвание, хотя придется изрядно постараться, конечно же. В своих поисках стоит опираться на несколько простых рекомендаций:
3. Пробуйте себя в профессии, которая интересна - можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками и секциями. Например, если ученик чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий» можно окунуться в атмосферу интересующей профессиональной деятельности, набить «своих шишек». Подобрать подходящую профессиональную пробу, помочь подростку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.
4. Говорите, всегда говорите - очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор. В разговоре важно определить критерии выбора профессии с учетом знаний и опыта у каждого участника разговора. Стоит говорить о том, ясна ли вообще та профессиональная деятельность, которая интересна, насколько она перспективна. Не менее ценным будет возможность обсуждения альтернатив, при хорошем плане, всегда нужен запасной, это поможет избежать характерного зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие, может более подходящие варианты. Важно обсудить мотивацию и представления об этой профессии, но не только и не столько стоит говорить об этом, сколько быть рядом и учиться слышать и понимать другого, особенно если этот другой – родитель, который напуган не хуже подростка. Вот об этом и стоит иногда говорить, честность позволит избежать массы взаимных претензий.
4. Изучай профессиограммы желаемых профессий - она представляет собой описание признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится. Хорошая профессиограмма всегда включает в себя ряд следующих признаков: в чем суть данной профессии?, чем конкретно занимается сотрудник?, в каких условиях происходит труд?, какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?, какие способности нужны для успешного овладения профессией?, легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?, на какие заработки можно рассчитывать?, каковы возможности для карьерного роста?
5. Создавай план профессионального самоопределения – в вопросах поиска важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Это план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным. Он должен учитывать несколько важных пунктов: связаны ли мои желания с предполагаемым местом учебы? Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах учебы, которые я уже выбрал? Какова общая картина места учебы? Что конкретно будет делать студент в данном учебном заведении? Какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении? Каковы отзывы об этом учреждении? Что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся? Насколько реально добиться тех целей, которые поставил с учетом этого заведения? Что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант? Что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты? Также важно знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках в школе, днях открытых дверей в учебном заведении. Но не стоит отождествлять выбранный учебный предмет с профессией, для этого есть другие источники информации, к одному из которых относят общение со специалистами той профессии, в пользу которой сделан выбор, данный опыт может позволить более реалистично оценить шансы выбранной специальности.
И, конечно, выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов, желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе.
Материал опубликован в издании "Тихоокеанская звезда"
|
пʼятниця, 1 квітня 2016 р.
Шпаргалки по выбору профессии для подростков
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар