На сегодня существует несколько трактовок понятия «Система дистанционного обучения» или СДО, каждая из которых в равной степени имеет право на жизнь.
Подобное обилие вариантов связано в первую очередь с трудностями перевода англоязычных терминов и поиска семантических аналогов в русском языке в конце девяностых. Второй причиной является бурное развитие технологии дистанционного обучения и практики ее применения уже в наши дни, что повлекло за собой появление нового содержания для этих слов. Каждая интерпретация термина Система дистанционного бучения отражает свой контекст применения. Попробуем рассмотреть все варианты трактовки, которые встречаются в современных текстах (книгах, буклетах, статьях, дискуссиях) о дистанционном обучении.
Вариант первый
В первом случае термин СДО (Система дистанционного обучения) полностью отождествляется с терминами LMS (Learning management system – система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems - Система управления учебным контентом). В этом случае речь идет о программном комплексе, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучаемого, учебного контента и преподавателя. Это пожалуй самая ранняя интерпретация, свойственная тому периоду, кода e-learning только начинал входит в практику обучения в СНГ. В дань традициям и сегодня достаточно часто можно столкнуться с тем, что некоторые LMS представлены на рынке как Системы дистанционного обучения. Но, на мой взгляд эта трактовка существенно сужает представление о содержание СДО.
Второй вариант
Наиболее расширенная интерпретация подразумевает под словами «Система дистанционного обучения» комплексное образование, включающее в себя три ключевых компонента: Технологии, Процессы, Люди.
Технологии в системе дистанционного обучения
К технологиям мы относим аппаратную часть, интернет каналы, и непосредственно программное обеспечение:
1. Основное – LMS/LCMS, средства организации и проведения вебинаров, средства разработки учебного контента;
2. Сопутствующее – операционная система сервера и необходимые надстройки сервера.
Процессы в системе дистанционного обучения
Процессы дают представление о том, как именно в систему дистанционного обучения попадают участники системы (преподаватели, учащиеся, администраторы), учебный контент, и как они взаимодействуют в рамках системы дистанционного обучения.
Более детальный взгляд на процессы должен дать ответы на следующие вопросы: Каковы цели и задачи системы дистанционного обучения? Кто действует (перечень участников) и каковы их права в системе? Каковы цели и задачи участников? С чего начинает и как действует каждый из участников? Когда (в какой последовательности) он действует (в т.ч. как реагирует на действия других)? Что участник получает после действия и на выходе из системы? и т.д.
Процесс – это способ переложить на язык автоматизации ваше представление о том, как должно осуществляться дистанционное обучение в вашей организации. В какой-то степени синонимом процессам можно считать термин Бизнес логика.
Люди в системе дистанционного обучения
Когда мы говорим о людях, мы говорим в первую очередь об их отношении к дистанционному обучению, их мотивации работать в ней. Во вторую очередь мы говорим о формировании необходимых компетенций и степени подготовки преподавателя/обучаемого/администратора для работы со сложным ай-ти продуктом.
Именно сочетанием этих трех компонентов ТЕХНОЛОГИИ, ПРОЦЕССЫ, ЛЮДИ определяется эффективность дистанционного обучения в вашей организации.
Каждый из вариантов трактовки Системы дистанционного обучения достаточно распространен сегодня, и каждый является правомерным. Что именно понимает человек произнося слово «СДО» зависит от контекста беседы, корпоративной культуры компании и опыта собеседников. Можно предположить, что переходя от первого варианта к третьему, вы становитесь на путь системного подхода к организации дистанционного обучения в своей организации.
В любом случае необходимо помнить, что система дистанционного обучения является элементом корпоративной системы обучения персонала и подчиняется целям и задачам сформулированным в ней
источник
Подобное обилие вариантов связано в первую очередь с трудностями перевода англоязычных терминов и поиска семантических аналогов в русском языке в конце девяностых. Второй причиной является бурное развитие технологии дистанционного обучения и практики ее применения уже в наши дни, что повлекло за собой появление нового содержания для этих слов. Каждая интерпретация термина Система дистанционного бучения отражает свой контекст применения. Попробуем рассмотреть все варианты трактовки, которые встречаются в современных текстах (книгах, буклетах, статьях, дискуссиях) о дистанционном обучении.
Вариант первый
В первом случае термин СДО (Система дистанционного обучения) полностью отождествляется с терминами LMS (Learning management system – система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems - Система управления учебным контентом). В этом случае речь идет о программном комплексе, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучаемого, учебного контента и преподавателя. Это пожалуй самая ранняя интерпретация, свойственная тому периоду, кода e-learning только начинал входит в практику обучения в СНГ. В дань традициям и сегодня достаточно часто можно столкнуться с тем, что некоторые LMS представлены на рынке как Системы дистанционного обучения. Но, на мой взгляд эта трактовка существенно сужает представление о содержание СДО.
Второй вариант
Наиболее расширенная интерпретация подразумевает под словами «Система дистанционного обучения» комплексное образование, включающее в себя три ключевых компонента: Технологии, Процессы, Люди.
Технологии в системе дистанционного обучения
К технологиям мы относим аппаратную часть, интернет каналы, и непосредственно программное обеспечение:
1. Основное – LMS/LCMS, средства организации и проведения вебинаров, средства разработки учебного контента;
2. Сопутствующее – операционная система сервера и необходимые надстройки сервера.
Процессы в системе дистанционного обучения
Процессы дают представление о том, как именно в систему дистанционного обучения попадают участники системы (преподаватели, учащиеся, администраторы), учебный контент, и как они взаимодействуют в рамках системы дистанционного обучения.
Более детальный взгляд на процессы должен дать ответы на следующие вопросы: Каковы цели и задачи системы дистанционного обучения? Кто действует (перечень участников) и каковы их права в системе? Каковы цели и задачи участников? С чего начинает и как действует каждый из участников? Когда (в какой последовательности) он действует (в т.ч. как реагирует на действия других)? Что участник получает после действия и на выходе из системы? и т.д.
Процесс – это способ переложить на язык автоматизации ваше представление о том, как должно осуществляться дистанционное обучение в вашей организации. В какой-то степени синонимом процессам можно считать термин Бизнес логика.
Люди в системе дистанционного обучения
Когда мы говорим о людях, мы говорим в первую очередь об их отношении к дистанционному обучению, их мотивации работать в ней. Во вторую очередь мы говорим о формировании необходимых компетенций и степени подготовки преподавателя/обучаемого/администратора для работы со сложным ай-ти продуктом.
Именно сочетанием этих трех компонентов ТЕХНОЛОГИИ, ПРОЦЕССЫ, ЛЮДИ определяется эффективность дистанционного обучения в вашей организации.
Каждый из вариантов трактовки Системы дистанционного обучения достаточно распространен сегодня, и каждый является правомерным. Что именно понимает человек произнося слово «СДО» зависит от контекста беседы, корпоративной культуры компании и опыта собеседников. Можно предположить, что переходя от первого варианта к третьему, вы становитесь на путь системного подхода к организации дистанционного обучения в своей организации.
В любом случае необходимо помнить, что система дистанционного обучения является элементом корпоративной системы обучения персонала и подчиняется целям и задачам сформулированным в ней
источник
Немає коментарів:
Дописати коментар