Сучасний урок

Требования к организации современного урока
Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога? Конечно, урок. Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем "педагогическое произведение".
Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.
А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на:
  • цели урока;
  • структуру и организацию урока;
  • содержание урока;
  • методику проведения урока;
  • работу и поведение учащихся на уроке;
  • домашнее задание, полученное учащимися.
Как же подготовиться к современному уроку?
Помните, ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Возможные подходы к уроку:
  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • системный;
  • инновационно-творческий.
При оценке урока учитываются:
  • требования обязательного минимума содержания образования;
  • самооценка возможностей учителя;
  • диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.
Структура урока может быть такова:
  1. Тема урока.
  2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
  3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
  4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.
Формы:
  • объяснение нового материала;
  • семинар;
  • лекция;
  • лабораторно -практическое занятие и т. д.
Методы:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • репродуктивные;
  • эвристические;
  • проблемно-поисковые;
  • исследовательские и др.
Средства:
  • оборудование для проведения эксперимента;
  • дидактический материал;
  • карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;
  • компьютер и т. п.
5. Контроль качества знаний и их корректировка.
  • Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.
  • Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.
  • Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.
6. Самоанализ урока и постановка новых целей.
  • Общая структура урока.
  • Реализация основной дидактической цели урока.
  • Развитие учащихся в процессе обучения.
  • Воспитание в процессе урока.
  • Соблюдение основных принципов дидактики.
  • Выбор методов обучения.
  • Работа учителя на уроке.
  • Работа учеников на уроке.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Для эффективной организации и проведения урока необходимо соблюдение определенных правил:
  1. Определение целей урока.
  2. Уточнение типа урока.
  3. Уточнение вида урока.
  4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
  5. Определение структуры урока, соответствующей целям, задачам, содержанию и методам обучения.
Рассмотрим подробнее соблюдение первого правила – определение целей урока. Умеете ли вы их правильно формулировать? Довольно часто в конспектах уроков молодого учителя можно прочитать: "Рассказать учащимся о жанрах эпических произведений и т. д.", "Ознакомить со свойствами пластмасс и т. п." Можно это считать целями урока? Нет!
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащегося. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее необходимо конкретизировать, например:
  • обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;
  • обобщить и систематизировать знания о …;
  • отработать навыки (какие?);
  • устранить пробелы в знаниях;
  • добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.
Для примера можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
  • воспитание патриотизма;
  • гуманности;
  • эстетического вкуса;
  • добросовестного отношения к труду;
  • толерантности.
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на наш взгляд, ключевые, а именно:
  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.
Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Мы считаем, что для этого необходимо использовать личностно ориентированный подход к обучению. Предлагаем вам памятку о характерных особенностях личностно ориентированного урока и схему самоанализа урока.
Особенности личностно ориентированного урока
Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Для построения образовательного процесса используются принципы:

  • самоактуализации;
  • индивидуальности;
  • субъектности;
  • выбора;
  • творчества и успеха;
  • веры, доверия и поддержки.
Организация учебного занятия предполагает:
  • применение различных педагогических приемов для актуализации и обогащения личного опыта ребенка;
  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащегося;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа и вида задания, формы его выполнения;
  • выбор приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке;
  • использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по-моему мнению…", "я думаю…".
Самоанализ урока
Класс______________________________________________________
Тема урока_________________________________________________
Тип урока и его структура:_________________________________
Вопросы для самоанализа:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он "работает" на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный компоненты)? Дать оценку успешности в достижении этой цели, обосновать показатели результативности урока.
4. Каков выбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами?
6. Соответствуют ли выбранные дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия целям урока?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? С помощью каких форм и методов осуществляется? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
8. Каковы психологическая атмосфера на уроке и коммуникативное взаимодействие учащихся и учителя?
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Каковы перспективы дальнейшей деятельности?
Круглова И.В.
Источник: Журнал "Справочник классного руководителя" № 3, 2008 года 



Етапи уроку

Таблица









Этапы урока Содержание деятельности Использование
видов ИКТ и
программного
обеспечения
Организация
начала занятия
Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. -Слайды презентаций+электронные диски с выбранными заранее фрагментами ( напр фирма «1С», где имеются электронные учебники по рус. Яз. и литературе,
-флеш-анимации (программа AdobeFlashPlayer)
-Видеофильм(фрагмент)
Windows Movie Maker
Проверка
выполнения
домашнего
задания
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. -Компьютерное тестирование
My Test,
 Excel
- Экспресс-тестирование с использованием программных продуктов  «1С: Репетитор»
Подготовка к
основному этапу занятия
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. - Слайды с компьютерных презентаций(PowerPoint)
Электронные учебные пособия
Front Page
Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.  Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. -Электронные энциклопедии, словари, хрестоматии,       развивающие компьютерные игры,
-  видеофильмы (Movie Maker )
Первичная
проверка
понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. -Презентация с гиперссылками
-экспресс-тестирование с использованием программных продуктов  «1С: Репетитор»
Закрепление
знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. -Электронные учебники,  ,     тестирующие системы, дистанционные курсы
Front Page
- Текстовый редактор(Wolrd, Writer)
Обобщение и
систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Мультимедийные презентации, интерактивная доска
 Power Point
Контроль и
самопроверка знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. -Диск фирмы «1С».
- Электронный репетитор
- контрольное тестирование в виде презентации с гиперссылками
-игра в виде разгадывания ребусов, кроссвордов

Тестирующие системы, дистанционные курсы
Подведение
 итогов занятий
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Презентация Power Point
Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества: «Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...» Компьютерное анкетирование
www.Anketer.ru
Информация о домашнем
 задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Презентация
Power Point


Целесообразность использования ИКТ на разных этапах урока









Этапы урока
Содержание деятельности
Использование видов ИКТ и программного обеспечения
Организация начала занятия
Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Проектор, экран, программа для создания презентаций( Power Point), видеофильм, Интернет.
Проверка выполнения домашнего задания
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Оптимальность сочетания контроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Тесты,
проектор, экран
текстовый редактор (Word), табличный редактор (Excel),
программа для создания презентаций (Power Point)
Подготовка к основному этапу занятия
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Проектор, экран, программа для создания презентаций( Power Point),тесты,текстовый редактор (Word)
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Видеофильм (проигрыватели)
проектор, экран
текстовый редактор (Word),табличный редактор (Excel),
программы для создания презентаций (Power Point), электронные энциклопедии
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Проектор, экран, табличный редактор (Excel),тесты, дистанционное образования, текстовый редактор(Word),программа для создания презентаций (Power Point)
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Интерактивные модели,
тесты, проектор, экран
текстовый редактор (Word)
табличный редактор (Excel)
программа для создания презентаций (Power Point)
Обобщение и
систематизация знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Интерактивная доска, Интернет, поисковые системы, образовательные сайты, тесты,видеофильмы


Контроль и самопроверка знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.         Проектор, экран, программа для создания презентаций( Power Point), текстовый редактор (Word),табличный редактор (Excel),тесты
Подведение итогов
занятий
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.            Табличный редактор (Excel),тесты,интерактивная доска,Интернет
Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...»     Тесты, текстовый редактор (Word),табличный редактор (Excel)


Информация о
домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.          Проектор, экран
Текстовый редактор (Word, Writer)




Современный урок: технологии и методические приемы

Новое тысячелетие потребовало новых подходов к обучению школьников. В связи с этим активно обсуждается вопрос о современном уроке. Высказываются мнения, что классно-урочная система, введенная Я.А.Коменским более 300 лет назад, устарела, что необходимо выстраивать индивидуальные “траектории обучения”.
Последний термин, как и многие другие, появившиеся в ходе перестройки в начале реформирования среднего образования, не наполнен каким-то новым смыслом. Его противопоставляют другому известному термину – “учить под одну гребенку”.
Заглянем в суть этих терминов. Если бы в советской школе учили “под одну гребенку”, то из нее выходили бы одинаковые “болванчики”. Но мы наблюдали другое. Одни становились крупными учеными, другие – успешными инженерами, третьи, закончив ПТУ, становились квалифицированными рабочими, четвертые нас успешно лечили, кто-то убирал дворы, чинил нам краны. В результате заводы работали, гидроэлектростанции давали электрическую энергию, армия была снабжена по последнему слову техники, турбины строились, самолеты летали более исправно, чем сейчас, космос успешно осваивался. При всей порочности советской действительности образование и наука были на высоте.
Не будем касаться частностей, отметим только, что на уроках в советской школе дети усваивали знания по-разному. Не случайно кому-то мы ставили “пятерки”, кому-то – “четверки”, а кому-то – “тройки”. Это-то и свидетельствует о том, что усвоение знаний каждым учеником проходило в разных объемах и с разной глубиной. Отсюда у каждого ребенка выстраивался свой жизненный путь, своя “траектория”.
Таким образом, термин “траектория обучения” никакого нового содержания не несет. Оно могло возникнуть только при индивидуальном обучении с учетом скорости усвоения. Что сейчас и происходит с помощью репетиторов. Однако индивидуальное обучение требует столько учителей, сколько учится учеников. Экономически это невыгодно. Экономика требует коллективного обучения. Следовательно, от школьного урока уйти не удастся.
Исчерпала ли себя классно-урочная система? Если судить по катастрофически снижающимся результатам обучения, то следует ответить утвердительно. Если же взглянуть на процесс с точки зрения технологии обучения, то окажется, что в этой системе заложены неисчерпаемые возможности.
Термин “технология обучения” появился сравнительно недавно и по причине новизны содержание его до конца не определилось. Поскольку этот термин, как и многие другие, пришел к нам из-за границы, приведем соответствующее определение, которое дает Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США: “Педагогическая технология – комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний”. Как видим, педагогическая технология вообще и технология обучения в частности есть многомерная система. Наши педагоги и психологи подтверждают это определение по-своему и более точно. “Педагогическая технология – это описание, проект процесса формирования личности” (А.П.Беспалько).
“Педагогическая технология – это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса” (Л.А.Цветков). Обратим внимание на то, что Цветков на первое место определения выдвигает научную обоснованность. Следовательно, необходимо найти существенные различия между предлагаемыми в настоящее время технологиями обучения.
Часто технологией обучения именуют более или менее новый методический прием. Так, применение на уроке электронной наглядности с помощью компьютера или интерактивной доски называют информационной технологией, хотя наглядный материал в обычном виде принципиально не отличается от электронного. При применении наглядности в виде электронных слайдов урок идет в обычном режиме: учитель объясняет новый материал, подкрепляя его слайдами. На слайдах появляются химические формулы, уравнения реакций, решение задач, т.е. то, что ранее мы писали на доске.
Приведу пример с урока по решению задач с применением интерактивной доски (средняя школа № 19, г. Казань). Учитель экспонирует на доску условие задачи и запись его в принятой форме. Каждый ученик имеет ноутбук, на экране которого дублируется то, что появляется на интерактивной доске. Дети списывают это в тетради. Нужно отметить, что обилие электронной техники создает избыточное излучение, и в классе постепенно становится трудно работать. (Зато посетителям демонстрируют изобилие техники в школе.) Далее следует небольшое обсуждение решения задачи, после чего учитель экспонирует на доску готовое решение. Учащиеся списывают и его. Понятно, что проку от такого урока мало. Если бы учитель все писал на доске, пользы было бы больше, потому что дети видели бы процесс.
Таким образом, дети получили готовое знание в ухудшенном варианте, хотя применялся современный методический прием.
Еще одну технологию называют модульной. Учебный материал в ней разбивается на логические части. Учитель объясняет материал сам, показывает образцы решения, включает ученика в обсуждение изучаемого. Но на традиционных уроках учебный материал также выстраивается в определенной логике, также и учащиеся выполняют определенные задания. Принципиальной разницы между модульной и традиционной технологией нет. Если модульную технологию считать новой, то следует признать, что прежде не было объяснения учебного материала, ученики не выполняли заданий. А что же было?
В так называемой модульной технологии можно отметить только методический прием, заключающийся в оценивании выполнения заданий учеником в каждой части учебного материала.
Можно привести и другие примеры. Например, введение работы с учебником на уроке. Нет разницы в том, как ученик получает готовое знание: при объяснении учителя или при чтении учебника.
Чем же принципиально могут отличаться разные технологии обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим взаимодействие двух субъектов и одного объекта учебного процесса.
В прошлом веке и до настоящего времени основное внимание уделяется содержанию учебного материала. Учитель обязан выполнять программу и образовательные стандарты. Качество усвоения этой программы отодвигается на второй план. В таких условиях наиболее эффективным способом выполнения программы становится объяснительный метод. Учитель как можно быстрее объясняет материал, чтобы уложиться в отведенное на урок время, не ставя обязательной целью усвоение содержания учеником. Эта проблема решается самим школьником в процессе выполнения домашнего задания.
При объяснительном методе учащийся обязан выслушать содержание и усвоить его. Как он усваивает, дидактика не рассматривает. В учебнике дидактики прямо написано: учитель объясняет, ученик слушает, запоминает и усваивает, т.е. усвоение заключается в запоминании услышанного.
Однако психологи прошлого столетия убедительно показали, что процесс усвоения более сложен, чем это предлагается такой упрощенной схемой. На самом деле умственная деятельность человека более сложна, чем только слушание и запоминание. Было доказано, что механическое запоминание малопродуктивно и не отличается прочностью.
Психологи утверждают, что усвоение происходит не в процессе послушного запоминания, а только благодаря собственной деятельности учащегося. При таком подходе роль учителя кардинально меняется. Учитель не должен быть информатором. Он не должен объяснять материал, даже если объяснение сопровождается демонстрациями опытов, электронной наглядностью, выполнением учащимися упражнений и другими методическими приемами. Учитель должен организовать учебную деятельность учащегося так, чтобы усвоение материала произошло в процессе самостоятельной деятельности.
Роль ученика также меняется: из пассивного слушателя и исполнителя он становится активным участником учебного процесса.
Таким образом, в учебном треугольнике в настоящее время центральным звеном является ученик. Дидактика обязана учитывать механизмы умственной деятельности учащегося. Возвращаясь к гению Коменского, вспомним его требование: учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились. Это требование звучит очень современно в свете достижений педагогической психологии.
Из всего сказанного следует, что принципиальным отличием технологий обучения является характер деятельности ученика: либо она пассивна и направлена на слушание объяснения, либо она активна и направлена на самостоятельное созидание знаний, на маленькие открытия на каждом уроке. Отсюда две технологии обучения, которые обеспечивают ученику:
• усвоение учебного материала в готовом виде;
• усвоение учебного материала в процессе собственной деятельности.
Надо отдать должное как науке методике, так и практикующим учителям: деятельностный подход широко признается, берется на вооружение педагогами. Однако сущность этого подхода часто понимается не адекватно. Учителя, как правило, не исключают при этом объяснительного метода. Структура такого подхода такова: сначала объяснение, затем выполнение учащимися заданий. Приведу пример из практики.
Новый материал в 8-м классе по теме “Энтальпия химической реакции” учитель подает в виде объяснения (средняя школа, г. Уфа). Затем предлагает решение задач на нахождение изменения энтальпии в реакции. При этом объясняет, как вести расчеты: сумму энтальпий образования исходных веществ следует вычесть из суммы энтальпий образования продуктов реакции. Дает задание расчета изменения энтальпии в реакции:
Дети очень активно производят вычисления. Учитель делает вывод: учащиеся хорошо усвоили материал. На самом деле этого не произошло. Школьники пассивно и терпеливо слушали учителя, но ничего не поняли, о чем свидетельствовали беседы с ними после окончания урока. Когда дело дошло до вычислений, ученики оживились, т.к. хоть что-то смогли сделать на уроке. Сами по себе вычисления настолько просты, что не требуют понимания такого сложного понятия, как энтальпия. Поэтому произведенная деятельность не способствовала усвоению учебного материала учащимися.
Еще один пример из урока по теме “Массовая доля элемента в веществе” (средняя школа, пос. Высокая Гора, Татарстан). После минимальных объяснений учитель организовал деятельность учащихся, применив прием работы с учебником. По его просьбе дети раскрыли учебник и нашли формулу определения массовой доли элемента. Далее учитель дает задачи. Учащиеся подставляют данные в формулу и решают задачи. И опять складывается впечатление, что учебный материал успешно усвоен школьниками. Однако это не так. Ученики получили готовую формулу из учебника и только воспользовались ею. Но на уроке не рассматривалось, почему нужно делить массу элемента на массу всего вещества. При этом не важно, что учитель вместо объяснения применил работу с учебником. Ученики получили знание в готовом виде. Им необходимо данную формулу механически, без понимания, запомнить. В дальнейшем они смогут решать простенькие задачи по этой формуле, но применить ее творчески при решении более сложных задач не сумеют.
Какую деятельность следовало бы предложить учащимся на этом уроке?
Сначала отталкиваемся от ранее усвоенного знания и просим вычислить молярную массу оксида железа(II):
M(FeO) = 56 г/моль + 16 г/моль = 72 г/моль.
Записываем, какая масса железа и кислорода содержится в 1 моль вещества:
m(Fe) = 56 г, m(O) = 16 г.
Какую долю составляет железо в общей массе вещества?
На этот вопрос дети, как правило, не могут ответить. Он задан, чтобы направить их деятельность в поиске ответа. Для поиска приводим аналогичную задачу с простыми числами, чтобы результат был виден без вычислений: “С дачи привезли корзину овощей и фруктов общей массой 20 кг. Яблоки в корзине составляют 5 кг. Какова доля яблок в общей массе?” Школьники сразу отвечают правильно: одна четвертая. Но нам важен не столько правильный ответ, сколько рефлексия – осознание пути нахождения. Поэтому попросим объяснить, как они нашли ответ. И получаем: поделили 20 на 5. Не возражая, записываем результат на доске:
20 : 5 = 4.
Ответ на доске обескураживает ребят: ожидали 1/4, получили 4. Приходится пересмотреть свои действия, в результате чего они приходят к выводу, что нужно 5 поделить на 20. Записываем этот вывод в общем виде, обозначив массовую долю буквой . Обговориваем, что 5 кг составляет часть массы, а 20 кг — это общая масса. Выводим формулу:
Таким образом, мы предоставили школьникам возможность самостоятельно вывести формулу, которой они впоследствии могут пользоваться осознанно. Можно не сомневаться, что при такой организации учебной деятельности школьники усвоили данный материал. Содержание урока прошло через сознание каждого ученика.
Помимо ближайшего результата мы прогнозируем получить и дальний результат: дети смогут применить найденную формулу при нахождении массовой доли растворенного вещества, нахождении массовой доли компонента в смеси. Осознание вывода этой формулы поможет им понять вычисления объемной доли газа, выхода продукта реакции.
Из приведенного примера сделаем вывод: учебно-познавательная деятельность должна быть адекватна содержанию, подлежащему усвоению на уроке. Поэтому для каждого учебного предмета следует выделить специфическую деятельность.
Какие же формы специфической деятельности можно выделить в обучении химии? Психологи делят деятельность на материальную и материализованную.
Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. В химии таковыми являются вещество и реальные химические процессы. На уроках материальная деятельность осуществляется в виде опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрировать учитель. Материальная деятельность является основой изучения данного учебного предмета, без нее познать предмет невозможно.
Материализованная деятельность связана с тем, что заменяет объект изучения: различные материальные модели, табличный, цифровой, графический материал и т.д. В химии – это работа с материальными моделями молекул, кристаллических решеток, это решение задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества, выявление зависимости между параметрами и выражение ее графически, наконец, это химические формулы и уравнения.
Любая внешняя деятельность отражается в коре головного мозга, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. В ходе материальной и материализованной деятельности происходят мыслительные процессы:
интериоризация – переход внешней деятельности во внутренний план;
экстериоризация – переход умственных действий во внешний план (выполнение заданий).
Проводя опыты, выполняя манипуляции с материальными моделями, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д. В ходе такой разнообразной умственной деятельности происходит усвоение содержания, синтезируется система знаний.
При условии адекватности познавательной деятельности содержанию усвояемого материала ученик самостоятельно приходит к каким-либо выводам, делает открытия, сам для себя созидает знание.
Принцип самостоятельного созидания знаний заключается в том, что ученик получает его не в готовом виде, а созидает самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности. Этот принцип является важнейшим принципом дидактики.
Самостоятельное постижение малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить возможности своего интеллекта, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится испытать еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а, что более ценно, к самому процессу познания – познавательный интерес.
Материальной основой для самостоятельного созидания знаний является свойство мозга, которое его исследователь Е.И.Бойко назвал межрефлекторным совмещением информаций, или установлением динамических связей. Межрефлекторное совмещение информаций заключается в том, что при введении в сознание человека двух информаций мозг рождает новую, которая в него не вводилась.
Мастерство учителя состоит в том, чтобы использовать формы учебно-познавательной деятельности, позволяющие ученику каждый раз оказываться в роли первооткрывателя. Однако построение уроков по принципу самостоятельного созидания знаний учеником возможно только при выстраивании определенной логики учебного материала в учебнике.
Л и т е р а т у р а
Кузнецова Л.М. Химия. 8 класс. М.: Мнемозина, 2003; Кузнецова Л.М. Химия. 9 класс. М.: Мнемозина, 2003; Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии: 8 класс. М.: Мнемозина, 2006; Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии: 9 класс. М.: Мнемозина, 2006.

Л.М.КУЗНЕЦОВА
(г. Москва)

 

 

 

Педагогические заповеди 

  Надеюсь, что кто-то найдет для себя что-то новое, или же просто задумается, прочитав статьи Педагогические табу, Как стать хорошим учителем, Учителям, Внимание, класс! 16 способов стать лучшим учителем. Каждый может составить по ним своеобразный кодекс чести педагога. Вот несколько цитат из них:


  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Изучайте своих учеников. Одного знания материала недостаточно. Нужно знать многое о тех, кого вы учите: их способности, их потребности, их опыт. 
  • Вы имеете право на незнание. Для некоторых людей умение учить или управлять означает делать вид, что у тебя есть ответы на все вопросы. Для них показать свою неосведомленность значит проявить слабость. Такие люди - самые плохие учителя, говорит Паркер Палмер, опытный педагог. 
  • Не позволяйте себе приходить к детям в дурном настроении! И это касается не только детей. 
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.




Вдягни знаменитість, он-лайн гра
грати